Жак-Луи Давид

Посвящение императора Наполеона I
и коронование императрицы Жозефины
в соборе Парижской Богоматери
2 декабря 1804 года

1806—1807 Холст, масло. 621 x 979 см. Лувр, Париж
Жак-Луи Давид - основоположник французского классицизма в живописи. Отдельную главу в его творчестве составляют картины, посвященные Наполеону. Художник был ярым сторонником Бонапарта с момента их первой встречи. После провозглашения Империи в 1804 г. Жак-Луи Давид стал официальным придворным живописцем.

Заказчиком картины «Посвящение императора Наполеона I
и коронование императрицы Жозефины
в соборе Парижской Богоматери
2 декабря 1804 года» был сам Наполеон I. Для изображения Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII даёт ему своё благословение. Мотивом для этого произведения послужила картина Рубенса «Коронация Марии Медичи».
Описание картины
Давид сам присутствовал на церемонии и делал многочисленные подготовительные зарисовки. Если бы художник ограничил себя рамками классического изображения коронации, он изобразил бы Наполеона у ног Пия VII и опустил бы Жозефину пониже. Но это было бы неправдой: в момент коронации, как только Пий VII произнес: «Получают императорскую корону…», Наполеон неожиданно повернулся, жестом дал понять Папе, что сам знает, что делать дальше: сам надел «корону Карла Великого». Затем короновал, ставшую перед ним на колени Жозефину. Этот жест имел символический смысл: Наполеон не хотел принимать корону из чьих бы то ни было рук, кроме своих собственных.

Давид при создании полотна не полагался исключительно на память, он старался по возможности быть точным при изображении интерьера, костюмов, аксессуаров. Показательно, что художник попросил передать ему одежду, в которую Наполеон был одет во время церемонии. Император является идейным и композиционным центром картины. Изображение его лица напоминает чеканный профиль Октавиана Августа на римских монетах.
Почтительно склоненная Жозефина особенно подчеркивает величественность позы Наполеона. Образы обоих идеализированы. Так, Жозефина, которой к моменту коронации было около сорока, выглядит значительно моложе своих лет.

Художественная ценность произведения заключается в живописной выразительности, с какой передан блеск и торжественность коронации. Интересен колорит картины. Сочетание золотисто-желтых, белых и пурпурно-красных оттенков создает восхитительное зрелище. Осязаемыми кажутся роскошные ткани драпировок одежд персонажей: сверкает золотое шитье, переливается атлас, мягкими складками накидок ложится бархат.
При изображении матери Наполеона художник сознательно искажает реальность. На картине её можно видеть величаво сидящую между двумя центральными колоннами на заднем плане. Однако она в это время находилась в Риме и на коронации не присутствовала. Давид добавляет ее в композицию по просьбе Наполеона. Кроме того, художник придает ей лицо со значимым встревоженно-печальным взглядом.
На полотне изображено более 150 фигур. Не все из их можно узнать, но точно идентифицировать удалось следующих:

  1. Папа Пий VII. Изначально Давид изобразил Пия VII с руками, сложенными на коленях. Однако Наполеон остался недоволен этим. «Я не для того пригласил его сюда, чтобы он ничего не делал», — сказал император, и художнику пришлось переписать фигуру папы: теперь, подняв руку, он благословлял императорскую чету.
  2. Возле папы - кардинал Капрара. В реальности в день церемонии Капрара был болен и на коронации не присутствовал, его заменял кардинал Пьетри.
  3. Кардинал Браччи.
  4. Рядом с Браччи аббат Рафаэль де Монаши.
5. Верховный казначей Лебрен, в левой руке он держит жезл, увенчанный имперским орлом.
6. Жан Жак Режи де Камбасерес.
7. Бертье, начальник штаба Наполеона, несущий на подушке державу.
8. Талейран. Министр иностранных дел. Известный мастер политической интриги.
9. Жозеф Бонапарт. Старший брат Наполеона I.
10. Людовик I Бонапарт. Один из братьев Наполеона I, отец Наполеона III.
11. Сёстры Наполеона.
12. Гортензия Богарне. Дочь Жозефины от первого брака, падчерица Наполеона I.
13. Наполеон-Шарль (позже Наполеон III) — сын Людовика I Бонапарта и Гортензии Богарне.
14. Не преминул художник запечатлеть и самого себя на заднем плане, делающего зарисовки.

Давид работал над «Коронацией» 2 года и окончил её в 1807 г. В ходе работы над этим монументальным полотном живописец исполнил более 150 портретов. В 1808 году картина была выставлена в Салоне и возымела большой успех у публики. А Наполеон произвел художника в офицеры Ордена почетного легиона.