Микеланджело Меризи да Караваджо

Гадалка

Около 1595 Холст, масло. 99 x 131 см. Лувр, Париж
Караваджо – один из крупнейших мастеров барокко. Ему принадлежит заметное место в развитии западноевропейского искусства. Он оказал влияние как на итальянских живописцев, так и на множество европейских художников. Под воздействием творческой манеры Караваджо сложилось самостоятельное течение в европейской живописи конца XVI – начала XVII века – «караваджизм». Это направление характеризуется интересом к точной передаче свойств и особенностей натуры, реализмом в изображении предметов. Важную роль имеет объём, передача игры света и тени, а именно контрастное освещение фигур на переднем плане. Суть нововведений Караваджо так же заключалась в признании эстетической ценности окружающей действительности. Ранний этап его творчества является одним из источников развития бытовой жанровой живописи. Свои модели художник искал в народной среде. Он писал людей, чуждых «приличному обществу» - шулеров, картежников, цыганок. Так, например, на картине «Гадалка» изображена цыганка, предсказывающая молодому человеку его судьбу.
Описание картины
По мнению одного из первых биографов художника - Д. Беллори, этим полотном Караваджо хотел показать, что можно находить вдохновение не только в античном искусстве или в работах предшественников, но и среди сюжетов реальной жизни. «Для этого, - пишет Д. Манчини, - Караваджо пригласил уличную гадалку и предложил ей показать, как она предсказывает судьбу. Кроме нее, он изобразил и юношу - одна его, обтянутая перчаткой, рука, лежит на эфесе шпаги, а вторая, обнаженная, протянута к гадалке. Эти две поясные фигуры помогли художнику достичь небывалого реализма».

На лице гадалки, собирающейся одурачить юного простака, играет лукавая улыбка. Взгляд цыганки направлен на юношу, в то время как рука, скользя по ладони, ловко снимает с его пальца кольцо.
Тем временем молодой человек с интересом рассматривает девушку, не ожидая от нее подвоха. Весь его вид, и модный костюм намекают зрителю о самовлюбленности молодого франта, облегчающей гадалке ее коварное дело.