Эжен Делакруа

Свобода, ведущая народ

1830. La Liberté guidant le peuple. Холст, масло. 260 × 325 см Лувр, Париж.
По характеру Делакруа был романтиком, сторонившимся «мелкой и пошлой» повседневности. И только в июле 1830-го действительность потеряла для него отталкивающую оболочку обыденности. Что же произошло? Революция! В то время страной правил непопулярный король Карл Х Бурбон — сторонник абсолютной монархии. В начале июля 1830-го он издал два указа: об отмене свободы печати и о предоставлении избирательных прав только крупным землевладельцам. Этого парижане не стерпели. 27 июля во французской столице начались баррикадные бои. Через три дня Карл Х бежал, а парламентарии провозгласили новым королем Луи-Филиппа, который вернул попранные Карлом Х народные свободы (собраний и союзов, публичного выражения собственного мнения и получения образования) и пообещал править, уважая Конституцию. Были написаны десятки картин, посвященных июльской революции, но работа Делакруа, благодаря монументальности, занимает среди них особое место. Многие художники тогда работали в манере классицизма. Делакруа же, по словам французского критика Этьена Жюли, «стал новатором, который попытался примирить идеализм с жизненной правдой». Парадоксально, но даже идеализированный образ Свободы показался французам вульгарным. «Это девка, — писал журнал La Revue de Paris, — сбежавшая из тюрьмы Сен-Лазар». Революционный пафос был не в чести у буржуа. Лишь позже, в 1874 году «Свободу, ведущую народ» купил Лувр, и картина попала в постоянную экспозицию.
Описание картины
1. Фигура Свободы. По мнению Этьена Жюли, Делакруа писал лицо женщины со знаменитой парижской революционерки — прачки Анны-Шарлотты, которая вышла на баррикады после гибели брата от рук королевских солдат и убила девятерых гвардейцев.

2. Фригийский колпак — символ освобождения (такие колпаки носили в древнем мире отпущенные на волю рабы).

3. Обнаженная грудь — символ бесстрашия и самоотверженности, а также торжества демократии (нагая грудь показывает, что Свобода, как простолюдинка, не носит корсета).

4. Ноги Свободы. Свобода у Делакруа босая — так в Древнем Риме было принято изображать богов.
5. Триколор — символ французской национальной идеи: свобода (синий), равенство (белый) и братство (красный). Во время событий в Париже он воспринимался не как республиканский флаг (большинство восставших были монархистами), а как флаг антибурбонский.
6. Фигура в цилиндре. Это и обобщенный образ французской буржуазии, и в то же время автопортрет художника.

7. Фигура в берете символизирует рабочий класс. Такие береты носили парижские печатники, которые первыми вышли на улицы: ведь по указу Карла Х об отмене свободы прессы большинство типографий должны были закрыть, и их работники оставались без средств к существованию.

8. Фигура в бикорне (двууголке) — это учащийся Политехнической школы, который символизирует интеллигенцию.

9. Желто-синий флажок — символ бонапартистов (геральдические цвета Наполеона). Среди восставших было немало военных, сражавшихся в армии императора. Большинство из них Карл Х отправил в отставку на половинное жалованье.
10. Фигура подростка. Этьен Жюли считает, что это реальный исторический персонаж, которого звали д'Арколь. Р. Эсколье, биограф художника, писал: "В самом начале, под первым впечатлением увиденного, Делакруа не намеревался изобразить Свободу посреди ее приверженцев... Он хотел просто воспроизвести один из июльских эпизодов, как, например, смерть д'Арколя". Да, тогда было много совершено подвигов и принесено жертв. Героическая смерть д'Арколя связана с захватом повстанцами парижской ратуши. В день, когда королевские войска держали под обстрелом висячий Гревский мост, появился молодой человек, который бросился к ратуше. Он воскликнул: "Если я погибну, запомните, что меня зовут д'Арколь". Он действительно был убит, но успел увлечь за собой народ и ратуша была взята.
11. Фигура убитого гвардейца — символ беспощадности революции.
12.Фигура убитого горожанина. Это брат прачки Анны-Шарлотты, после смерти которого та вышла на баррикады. То, что труп раздет мародерами, указывает на низменные страсти толпы, которые вырываются на поверхность во времена социальных потрясений.
13. Фигура умирающего революционера символизирует готовность парижан, вышедших на баррикады, отдать жизни за свободу.
14. Триколор над собором Нотр-Дам. Флаг над храмом еще один символ свободы. Во время революции колокола храма вызванивали «Марсельезу».